Коммерческие вести: интервью Олега Сёмкина «Если следовать чиновничьей логике, таблица умножения тоже ненормативный документ»
03.08.2020 г.
Олег СЕМКИН: «Если следовать чиновничьей логике, таблица умножения тоже ненормативный документ. И применение закона Ома никак не регулируется законодательством о госзакупках»
«Если провести сейчас экспресс-анализ приобретенных АКБ с помощью анализатора ЭХИП, значительная часть из них сразу будет признана негодными к эксплуатации».
Центр поддержки реформирования энергетики и коммунального хозяйства давно пытается обратить внимание омских чиновников на необходимость изменения подхода к госзакупкам. Чиновники ежегодно покупают брак, потом его списывают и покупают новый брак, растрачивая на это бюджетные деньги. Руководство партнерства считает, что проблему с качеством закупаемой для государственных нужд продукции можно решить, если изменить подход к формированию конкурсной документации. Одно время общественников поддерживал областной Минпром, им удалось убедить и Главное управление контрактной системы, но время идет, чиновники меняются, а проблема бездарного использования бюджетных средств остается. Обо всем этом Олег СЕМКИН, директор НП «Центр поддержки реформирования энергетики и коммунального хозяйства» рассказал обозревателю-аналитику «Коммерческих Вестей» Николаю ВИКТОРОВУ.
– Олег Геннадьевич, если не ошибаюсь, ваша организация помогала несколько лет назад разрабатывать методические рекомендации для госзаказчиков, которые хотят купить качественные аккумуляторные батареи. И эту методичку вроде бы советовало всем использовать ГУКС Омской области.
– Вы не ошибаетесь, мы действительно подготовили для организаций бюджетной сферы методические рекомендации, они называются «Рекомендации по описанию объекта закупки, установлению технических характеристик в документации на осуществление закупки свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (АКБ), а также их приемки». В этой работе принимали участие ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Омской области», и ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Омской области», методические рекомендации одобрило Омское управление ФАС России. Но мы взаимодействовали с ГУКС в 2017 году, когда эту организацию возглавляла Ольга БАЦЕВА, а в 2018 году туда пришла другой руководитель, Наталья ДОХВАТ.
Осенью 2019 года ГУКС проводило тендер на закупку 64 АКБ для нужд БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» общей начальной стоимостью 887 360 рублей. Победителем было признано некое ООО «Орион» с ценой контракта 612 480 рублей. Работники ГУКС, судя по документации, размещенной на сайте zakupki.gov.ru, при описании объекта закупки методические рекомендации полностью проигнорировали, отсутствуют нормируемые ГОСТом качественные характеристики закупаемых АКБ, которые позволили бы заказчику провести входной контроль при приемке товара, нет требований к резервной емкости, внутреннему сопротивлению, не учитывается дата изготовления АКБ, и все это с высокой степенью вероятности может привести к закупке некачественной продукции, преждевременному выходу АКБ из строя, выходу из строя источников бесперебойного питания, что может закончиться очень печально в медицинском учреждении.
– То есть нужно опять все начинать сначала?
– Видимо, да, опять сначала. Опять нужно напоминать, что ГУКС обязано создавать условия по оптимизации и снижению бюджетных расходов, повышению эффективности, результативности использования бюджетных средств при осуществлении закупок. По поводу закупки АКБ для нужд КМХЦ мы обращались, кстати, и в ГУКС, и в уважаемое медучреждение, которое возглавляет не менее уважаемый Вадим БЕРЕЖНОЙ, депутат Законодательного собрания Омской области, председатель комитета по социальной политике. Наши обращения все проигнорировали, вносить изменения в тендерную документацию в части технических характеристик закупаемых АКБ не стали. Но я более чем уверен, если провести сейчас экспресс-анализ приобретенных АКБ с помощью анализатора ЭХИП, значительная часть из них сразу будет признана негодными к эксплуатации.
– Есть же прокуратура, в конце-концов...
– Мы обращались в прокуратуру. Как отреагировали доблестные чиновники? Как обычно. Стали выгораживать друг друга и прикрывать собственные тылы. Зампред областного правительства Дмитрий УШАКОВ прислал отписку на трех страницах, где говорится, что методические рекомендации, на которые мы ссылаемся, какие-то неправильные, поскольку они содержат порядок приемки АКБ с помощью специального оборудования, а за это надо платить. А что, разве в законе о госзакупках 44-ФЗ прописано, что АКБ для экономии бюджетных средств нужно покупать зажмурившись, вообще не проверяя?
По мнению Дмитрия УШАКОВА, наши методические рекомендации – ненормативный документ, следовательно, их применять вообще необязательно. А документ основан на требованиях действующих ГОСТов. Чем не угодил Дмитрию УШАКОВУ, например, ГОСТ Р 53165-2008 «Батареи аккумуляторные автотракторной техники. Общие технические условия»? Если следовать чиновничьей логике, то таблица умножения тоже ненормативный документ. И применение закона Ома никак не регулируется российским законодательством о госзакупках. Но это не значит, что дважды два будет пять, чиновники могут безнаказанно засовывать пальцы в розетку, а бюджетным организациям не обязательно исполнять закон всемирного тяготения.
– И этот случай с медсанчастью не единичный, конечно?
– Нет, аналогичная проблема с закупками АКБ есть и в Омскоблавтотрансе. Они тоже ежегодно покупают «мертвые» батареи, хотя мы с ними уже лет десять на эту тему общаемся. На рынке АКБ, к сожалению, очень много и брака, и просто подделок под известные бренды. И ни одно зарядное устройство не оживит батарею, которая вышла с завода недозаряженной. В итоге не только бездарно тратятся бюджетные деньги, но еще и снижается надежность пожарных и охранных сигнализаций, систем жизнеобеспечения.
Проблемы есть и в городе, о чем неоднократно говорили депутаты Горсовета. Наша мэрия ежегодно закупает батареи для нужд управления дорожного хозяйства и благоустройства, для муниципальных предприятий, и каждый год АКБ массово выходят из строя. А чтобы некачественные батареи вернуть поставщику, нужно в условиях закупки заранее прописывать нужные качественные характеристики, а они там отсутствуют. Когда возникает потребность купить новую партию, закупка снова производится у того же поставщика, и снова покупатель не прописывает качественные характеристики, вопреки имеющимся методическим рекомендациям. Поверить, что это происходит каждый раз по ошибке, очень трудно.
– Логика подсказывает, что покупателям выгодно приобретать бракованные АКБ.
– Именно так. Про коррупционную составляющую я даже говорить не буду, она понятна. Но даже на списанных аккумуляторах умудряются заработать. Когда АКБ сдаются на переработку специализированным организациям, за них ведь кто-то получает деньги? Списанные АКБ не дешевые, кстати, за одну батарею, сданную на утилизацию, можно выручить 700-800 рублей. И эти суммы вообще ни в какой отчетности не фигурируют. Схема воровства мелкая, но стандартная для всей России.
А Мосгортранс, например, который пользуется нашими методическими рекомендациями, вполне официально сэкономил за прошлый год 25 млн. бюджетных рублей, это предприятие просто вернуло поставщикам брак. Есть хорошие примеры и в Омской области. Автобаза Омскоблздрава из года в год проводит тендеры на закупку АКБ, и отлично проводит, объект закупки описывает четко, ясно, приятно читать их конкурсную документацию.
Наши методические рекомендации помогают экономить деньги даже греческим военным с Крита и Родоса. Они перевели документ с русского на греческий онлайн-переводчиком и с успехом им пользуются, насколько нам известно. Проблемы с тендерами не только у нас, армия Греции тоже закупает много хлама, ориентируясь на низкую цену. Но их военные способны учиться на своих ошибках, в отличие от омских чиновников, для которых мы и разрабатывали в свое время методические рекомендации.
Вообще-то закупки АКБ – это лишь вершина айсберга. Всего лишь миллионы рублей, не миллиарды, как в дорожной отрасли. На наш взгляд, неэффективно работает вся российская система госзакупок. У каждого чиновника – своя кормушка. Чем выше должность, тем крупнее тема, как говорится. Объекты закупок намеренно описываются кое-как, о чем постоянно говорят специалисты ФАС России. Я был однажды на встрече губернатора Омской области с омскими предпринимателями, и он говорил, что насущные проблемы правительства – дороги, капремонты жилья и энергетика. Если вас беспокоят дороги, неужели сложно обратиться к СибАДИ, чтобы дорожная наука помогла составить методические рекомендации по описанию объекта закупки для заказчиков ремонта и строительства дорог?
Нет, не сложно. Но никто в этом не заинтересован. В результате мы имеем отвратительное качество ремонта дорог, заказчик идет в суд и не может ничего предъявить подрядчикам. А чиновник опять не виноват. У нас действует режим полной безнаказанности для должностных лиц, которые вроде бы обязаны, но не желают заниматься оптимизацией бюджетных расходов.
– Но у дорог, насколько я помню, есть определенный гарантийный срок. Разве нет?
– Очень хороший вопрос, как говорит экономист Сергей ГУРИЕВ. Нам все чиновники постоянно напоминают, что у каждого приобретаемого товара есть гарантия. В том числе у приобретаемого в рамках законодательства о госзакупках. Да, есть гарантия. Но вы же приобретаете товар на более длительный срок, чем действует гарантия. Да и попробуйте при необходимости этой гарантией воспользоваться. Нужно еще доказать, что вы правильно эксплуатировали купленный товар.
– Почему Омское УФАС России не отменяет торги, в которых отсутствуют качественные характеристики в описании объекта закупки?
– Антимонопольный орган действует в рамках своих полномочий, он не может сам отменить торги, он может только отреагировать на жалобу. Мы можем, конечно, реагировать и направлять жалобы в Омский УФАС, но это же неправильно, это же метод кувалды. Да и кто мы такие? Нас и так постоянно подозревают, что мы преследуем исключительно свои коммерческие интересы.
– Одним из учредителей вашего НП действительно является группа компаний «Алекто», которая производит измерительные приборы, использующиеся в том числе для оценки качества АКБ.
– Да, это так, мы этого и не скрываем. Иногда приходишь к чиновнику, и прямо заметно, как он хмурится, морщит лоб, пытаясь понять, зачем нам все это надо. Он тебя не слышит, он думает. А когда приходит к выводу, что это коммерческий интерес, то в этот момент на него находит просветление. Да, мы хотим, чтобы в Омской области покупали наше оборудование. Это нормальное желание. ГК «Алекто» производит качественное оборудование, создает рабочие места, платит налоги в Омской области. Но если не хотите наше, покупайте другое, мы не монополисты на этом рынке.
Ранее интервью полностью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 13 мая 2020 года.
Викторов Николай