Повторное обращение по энергетической безопасности Российской Федерации к председателю Правительства РФ Медведеву Д.А.

07.10.2013 г.

 

04.10.2013 года директором НП «ЦПРЭиКХ» Сёмкиным Олегом Геннадьевичем было направлено письмо председателю Правительства РФ Медведеву Д.А.:

 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Некоммерческое партнерство «Центр Поддержки Реформирования Энергетики и Коммунального Хозяйства» (сокращенное название НП «ЦПРЭиКХ») обращалось к Вам письмом исх. № 08/ОС/13 от 24.04.2013 г. с предложением:

  1. Разработать единые (для отечественных и зарубежных производителей) на территории РФ требования к техническим и метрологическим характеристикам измерительной техники (средств измерений и технических устройств с измерительными функциями), используемой в энергетических системах, с учетом реальных условий эксплуатации.
  2. Обратиться в Государственную Думу РФ с законопроектом по внесению изменений в Федеральный закон N 223-ФЗ от 18.07.11г., которым бы устанавливался приоритет товаров российского происхождения в рамках реализации этого закона.

Чиновники из четырех структур (Минпромторг, Минэнерго, Минэкономразития и Росстандарт) «занимались» сутью проблемы, изложенной в нашем письме, более двух месяцев. В итоге Минпромторг письмом  исх. № 10-1671 от 17.07.2013 г. предложил нам ознакомиться с проектом технического регламента  Таможенного союза "О требованиях к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии", и направить в установленном порядке замечания и предложения.

Во-первых, упоминаемый технический регламент устанавливает метрологические и технические требования к системам и приборам учета и распространяется только на одну позицию (51) единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. Он не охватывает средства измерений, которые не являются приборами учета, но широко используются в энергетике для обеспечения требуемых режимов работы систем и установок, технологического контроля и т.д.

Во-вторых, в ответе Минпромторга не было высказано никакого мнения по вопросу приоритета товаров российского происхождения.

Суть проблемы подробно была описана в предыдущем письме, но, по всей видимости, сохранение отечественного производства измерительной техники не входит в планы российских чиновников, возможно, они не знают, что в России еще существуют предприятия, разрабатывающие и производящие измерительное оборудование, не уступающее по техническим характеристикам лучшим мировым образцам.

Напомню Вам проблемы российских производителей:

Большинство средств измерений и технических устройств с измерительными функциями, попадают под действие технических регламентов по безопасности и электромагнитной совместимости, но в этих регламентах  не отражены метрологические и многие технические требования.

Метрологические и эксплуатационные характеристики средств измерений российского производства, как правило, устанавливаются в соответствии с национальными стандартами (ГОСТ Р) на отдельные группы средств измерений, или в соответствии с межгосударственными стандартами, принятым в качестве национальных. Требования национальных стандартов более жесткие по сравнению с европейскими или азиатскими. К средствам измерений, ввозимым на территорию РФ, такие требования не предъявляются. Даже те изделия, которые внесены в Госреестр, могут не в полной мере соответствовать условиям российских промышленных объектов, так как испытываются и утверждаются с теми характеристиками, которые были заявлены изготовителем, но не были согласованы с национальными стандартами РФ на отдельные группы СИ.

Такое положение дел на руку некоторым российским монополистами (например ОАО "ФСК ЕЭС"), которые требуют  прохождения дополнительной аттестации в своей структуре, причем стоимость такой аттестации поистине «коммерческая».

При этом даже не принимается во внимание тот факт, что изделия большинства добросовестных российских производителей измерительной техники имеют выданное Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии свидетельство об  утверждении типа средств измерений и прошли процедуру подтверждения обязательного соответствия в аккредитованных государством органах по сертификации.

Все это делается якобы согласно пункту 5.3 Положения о технической политике ОАО «ФСК ЕЭС»  (http://www.fsk-ees.ru/media/File/evolution_technology/techpolicy1.pdf).

По нашему мнению, установление в конкурсной документации ОАО «ФСК ЕЭС» требования об обязательном прохождении аттестации  продукции участниками конкурсной процедуры, при наличии изложенных выше обстоятельств, является дискриминационным условием. Это нарушает общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, закрепленные в статье 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», в частности, принцип обеспечения недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики.

Прохождение обязательной аттестации контрольно-измерительного оборудования, включенного в Государственный реестр, в ОАО «ФСК ЕЭС» основано лишь на локальном акте коммерческой организации –  Положении о технической политике ОАО «ФСК ЕЭС».  В случае отсутствия внутренней аттестации ОАО «ФСК ЕЭС» на поставляемое измерительное оборудование поставщик лишается права осуществлять его поставку, даже если оно имеет свидетельство об  утверждении типа средств измерений и документ о подтверждении соответствия.

Установление подобных ограничений не соответствует действующему законодательству и противоречит Приказу Минпромторга РФ от 15 февраля 2010 года № 122 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по отнесению технических средств к средствам измерений». В частности административный регламент, утвержденный вышеназванным приказом, наделяет указанное Федеральное агентство государственной функцией по отнесению технических средств к средствам измерений.

Финансовые затраты, сформированные из суммы расходов понесенных в результате аттестации в ОАО «ФСК ЕЭС» (это примерно 600 тыс. руб. на один тип контрольно-измерительного оборудования), влияют на увеличение себестоимости продукции производителей измерительного оборудования.  Это приведет либо к недополучению производителями части прибыли, либо к увеличению цены измерительной техники, с целью компенсации увеличения себестоимости за счет расходов на дополнительную аттестацию. Обязательность такой аттестации негативно отразится на конкурентоспособности российских производителей, а разница увеличения стоимости измерительных приборов ляжет на плечи всех потребителей этой продукции, даже не имеющих отношения к ОАО «ФСК ЕЭС».

Если у Правительства России стоит задача перенести все производство измерительной техники из России в Китай, то просьба сообщить об этом официально.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», для решения обозначенной проблемы, с целью создания нормальной конкурентной среды, а также для обеспечения национальной безопасности в области энергетики предлагаем:

  1. Разработать единые (для отечественных и зарубежных производителей) на территории РФ требования к техническим и метрологическим характеристикам измерительной техники (средств измерений и технических устройств с измерительными функциями), используемой в энергетических системах, с учетом реальных условий эксплуатации.
  2. Обратиться в Государственную Думу РФ с законопроектом по внесению изменений в  Федеральный закон N 223-ФЗ от 18.07.11г., которым бы устанавливался  приоритет  товаров российского происхождения в рамках реализации этого закона.
  3. Признать незаконным требование ОАО «ФСК ЕЭС» и других организаций обязательного прохождения дополнительной «коммерческой» аттестации контрольно-измерительного оборудования, включенного в Госреестр средств измерений и имеющего документы об обязательном подтверждении соответствия.

Приложение:

  1. Устав НП «ЦПРЭиКХ».
  2. Выписка из ЕГРЮЛ НП «ЦПРЭиКХ».
  3. Письмо НП "ЦПРЭиКХ" исх. № № 08/ОС/13 от 24.04.2013 г.
  4. Письмо Минпромторга исх. № 10-1671 от 17.07.2013 г.

Директор НП «ЦПРЭиКХ» /О.Г. Сёмкин/